Уровни зрелости FinOps
Практика FinOps по своей природе итеративна: зрелость любого процесса, функциональной активности, Возможностей или Доменов повышается с каждым циклом. Подход «Ползать, Ходить, Бежать» позволяет организациям начинать с малого и наращивать масштаб, охват и сложность по мере того, как бизнес-ценность оправдывает развитие функциональной активности. Быстрые действия в небольших масштабах помогают командам FinOps оценить результаты и понять, как повысить эффективность на более высоких уровнях. При оценке зрелости Возможностей или Доменов FinOps необходимо определить текущий этап («Ползать», «Ходить», «Бежать») и выбрать направления для дальнейшего развития. Важно: цель организации — не достичь уровня «Бежать» во всех Возможностях, а повысить эффективность. Согласно Принципам FinOps, решения должны определяться бизнес-ценностью. Например, если на этапе «Ходить» обнаружение аномалий уже эффективно выявляет редкие скачки затрат, лучше инвестировать время в другие Возможности, которые принесут большую пользу. Другими словами, уровень «Ходить» для конкретной Возможности — не плохо и не хорошо. FinOps-специалистам стоит фокусироваться не на максимальной зрелости, а на достижении результатов, ради которых создаются Возможности. Отдайте приоритет развитию Возможностей с самой высокой бизнес-ценностью для вашей компании. Каждая Возможность и функциональная активность могут находиться на разных уровнях зрелости. Для оценки можно использовать гайд “Оценка эффективности FinOps” и критерии ниже.

Критерии уровня:
- Минимальная отчетность и инструментарий.
- Измерения лишь показывают преимущества развития Возможности.
- Базовые KPI для оценки успеха.
- Внедрены простые процессы и политики.
- Возможность понятна, но не внедрена во всех ключевых командах.
- Есть планы по решению простых задач.
Примеры целей/KPI от сообщества FinOps (data.finops.org):
- Возможность распределять ≥50% затрат.
- Скидки за резервирование ресурсов — ~60%.
- Отклонение прогноза затрат от фактических — 20%.

Критерии уровня:
- Возможность внедрена и соблюдается в организации.
- Сложные кейсы выявлены, но решение по ним пока отложено.
- Автоматизация процессов покрывает большинство требований.
- Оценены усилия для решения критических кейсов (угрожающих финансам).
- Средние или высокие KPI для оценки успеха.
Примеры целей/KPI от сообщества FinOps (data.finops.org):
- Возможность распределять ≥80% затрат.
- Скидки за резервирование ресурсов — ~70%.
- Отклонение прогноза затрат от фактических — 15%.

Критерии уровня:
- Возможность внедрена и активно используется всеми командами.
- Сложные кейсы решаются.
- Очень высокие KPI для оценки успеха.
- Автоматизация — основной подход к решению FinOps-задач.
Примеры целей/KPI от сообщества FinOps (data.finops.org):
- Распределение >90% затрат
- Скидки за резервирование ресурсов — ~80%.
- Отклонение прогноза затрат от фактических — 12%.